Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ)
Адрес: ул. Пирогова,11 (Ляпунова, 3), Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ)
Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ)
Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ) организован в 1988 году Постановлением Правительства СССР на базе Физико-математической школы при НГУ, созданной по инициативе академика М.А. Лаврентьева в 1963 году. В СУНЦ НГУ осуществляется углубленное специализированное обучение по математике, физике, химии, биологии, информатике и экономике. В нем обучаются 500 одаренных учащихся из всех регионов Сибири и Дальнего Востока. Цель обучения – довузовская подготовка будущих студентов ведущих университетов России, выявление и подготовка талантливой молодежи во всех регионах страны за Уралом и во всех слоях общества. За 45 лет существования Физматшколы – СУНЦ НГУ ее закончили более 12000 учеников, среди которых каждый четвертый является кандидатом наук, более пятисот докторов наук, 7 членов-корреспондентов Российской Академии Наук, академик Российской Академии Образования и 2 академика Российской Академии Наук. Среди выпускников успешные бизнесмены и политики, руководители крупных производств и компаний.
На протяжении 45 лет в СУНЦ НГУ разрабатываются и оперативно внедряются подходы к достижению целей и решению задач при помощи системы инновационного профильного обучения в области физики, математики, биологии и химии, системы специальных курсов и семинаров (ежегодно более 60), творческих конкурсов и олимпиад (ежегодно 4 тура олимпиад). Ежегодно проводится летняя физико-математическая и химико-биологическая школа продолжительностью 21 день для учеников старших классов, количество которых составляет 600-700 человек (в 2008 году состоялась 47-ая летняя школа, число участников - 675 школьников). В дни зимних каникул проводятся семинары и курсы повышения квалификации для учителей Новосибирской области и других регионов Сибири и Дальнего Востока (число участников более 150 человек). В апреле ежегодно проводится Международная студенческая научная конференция (школьная секция), в которой участвуют более 200 учеников Новосибирской области и других регионов Сибири и Дальнего Востока, по итогам работы издаются тезисы научных докладов, работает жюри из известных ученых СО РАН, профессоров и преподавателей Новосибирского государственного университета. Всесибирская олимпиада, проводимая СУНЦ НГУ совместно с Олимпиадным комитетом Сибирского Отделения Российской академии наук является одной из старейших всероссийских олимпиад (проводится с 1962 года). Последнее время СУНЦ НГУ проводит ежегодные всероссийские конференции, посвященные методическим основам обучения одаренных детей и талантливой молодежи (число участников более 80 из более чем 30 регионов РФ).
Учебный процесс в СУНЦ НГУ построен с максимально возможным приближением к вузовской системе обучения и предполагает систему лекционных курсов и практических занятий по этим курсам, систему специальных курсов и спецсеминаров, широкое использование подготовки учащимися рефератов по изучаемым темам, глубокую подготовку по информатике и работу на персональных компьютерах.
Одна из центральных задач СУНЦ НГУ – развитие творческих способностей учащихся. Эта задача решается главным образом через систему спецкурсов и спецсеминаров, специальных занятий по решению нестандартных задач математики, физики, химии, биологии, информатике, экономике. Самостоятельная работа школьников организуется в рамках свободного времени в общежитиях, в лабораториях, компьютерных классах, в клубах и творческих кружках, работающих в СУНЦ НГУ. Школьники могут посещать спецкурсы и спецсеминары, проводящиеся на факультетах НГУ и в институтах СО РАН. Ребята, проявляющие интерес к технике занимаются в Клубе юных техников Академгородка.
СУНЦ НГУ на протяжении многих лет является признанным научно-методическим центром всероссийского значения, опыт которого в сфере специализированного образования и компьютеризации образования широко используется в общеобразовательных учебных учреждениях регионов Сибири и Дальнего Востока, а также в гимназиях и лицеях городов европейской части России. В СУНЦ НГУ ведутся научные и методические исследования в области специализированного образования по дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов. За серию трехуровневых учебников по математике в 2001 году коллектив авторов – сотрудников СУНЦ НГУ получил премию Президента Российской Федерации. Всего издано более 100 многоуровневых учебников и учебно-методических пособий для школьников и учителей. Развиты дистанционные системы профильного обучения с использованием новых информационных технологий и сети "Интернет".
Разработан и ведется учебный процесс для одаренных школьников в области физики, математики, химии и биологии, который основан на оригинальных авторских курсах известных ученых и педагогов. Учебные планы утверждены Ученым Советом СУНЦ НГУ, в состав которого также входят руководители СО РАН и НГУ. Кадровый состав профессорско-преподавательского СУНЦ НГУ включает 23 профессора, 21 доктора наук, 81 кандидат наук, 72 доцента.
В 2008 году СУНЦ НГУ стал победителем конкурса "Создание в вузах Новосибирской области центров развития творческих способностей студентов и обучающейся молодежи" № 05 – 2008, проводимого Департаментом науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области. На базе СУНЦ НГУ был создан Центрпо развитию творческих способностей студентов и обучающейся молодежи по физико-математическому и химико-биологическому направлениям.
Деятельность Центра направлена на достижение следующих целей:
- Создание оптимальной социокультурной воспитательной среды, удовлетворения многообразных социальных запросов личности, формирования личностных и профессиональных качеств.
- Развитие непрерывной системы подготовки кадров в области физики, математики, биологии, химии, педагогики и других приоритетных направлениях.
- Формирование у школьников креативного мышления и творческой активности, в том числе с использованием методологии теории решения изобретательских задач.
- Развитие и установление творческих связей между студенческими творческими коллективами вузов, профильными классами иструктурами дополнительного образования.
-Реализация творческих способностей и поддержка талантливой молодежи, повышение уровня их инновационной компетенции, активизация инновационной деятельности студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых, в проектах, совместных с учащимися.
- Реализация системы отбора, обучения, переподготовки и повышения квалификации молодых специалистов, преподавателей.
- Координация работы творческих студенческих центров вузов и их структурных подразделений.
- Разработка критериев оценки творческих способностей обучающихся.
- Разработка и теоретическое обоснование личностно-деятельностной модели развития творческих способностей у обучающихся.
- Тиражирование опыта эффективного развития творческих способностей для преподавателей, студентов и обучающейся молодежи.
В рамках деятельности Центра планируется:
- Подготовить образовательные программы, развивающие творческие способности. Организовать обучение руководителей и методистов (преподавателей) Центра по подготовленным программам.
-Выполнение творческих проектов (в том числе, дипломных и курсовых проектов (работ), командных или комплексных) с участием учащихся, студентов, аспирантови молодых ученых разных направлений подготовки, преподавателей (руководителей проектов), сформированных в рамках деятельности Центра по направлениям.
- Разработать критерии оценки творческих способностей обучающихся, на основе экспертных оценок, результатов учащихся СУНЦ НГУ и других образовательных площадок Центра в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях.
- Систематизироватьинформацию о педагогических технологиях, авторских программах по развитию творческих способностей обучающихся,довести ее до сотрудников и преподавателей Центра на семинарах.
- Создать варианты личностно-деятельностных моделей развития творческих способностей у обучающихся. Организовать мониторинг динамики развития творческих способностей учащихся СУНЦ НГУ и других образовательных площадок Центра, к которым применялись разработанные методики. Исследовать результаты мониторинга.
- Разработать методические рекомендации для преподавателей, учащихся и студентов по эффективному развитию творческих способностей. Подготовить к печати сборник соответствующих методических рекомендаций, подготовка электронного варианта.
- Разработать и издать учебно-методический комплекс для Центра (учебное пособие, сборник задач, сборник тестовых заданий, методические указания для преподавателей, раздаточный материал). Учебно-методический комплекс предусматривает возможность его использования и при дистанционной форме обучения.
Более восьми миллионов российских школьников приняли участие в ежегодной акции «Час кода», направленной на популяризацию IT среди молодежи. Об этом сообщается в официальном пресс-релизе, присланном в редакцию «Ленты.ру».
12.02.2016: В ВШЭ подвели первые официальные итоги долгосрочного общероссийского исследования "Траектории в образовании и профессии"
30 процентов девятиклассников занимаются с репетиторами, 56 процентов признались, что уже имели опыт работы за деньги, а 60 процентов уверены, что уже определили для себя дальнейший жизненный путь. В ВШЭ подвели первые официальные итоги долгосрочного общероссийского исследования "Траектории в образовании и профессии", которое должно дать представление о том, чего хотят и чего добиваются наши выпускники школ.
В прошлом году на ужесточение контроля за ЕГЭ по¬тратили сотни миллионов. Теперь в школах есть рамки металлоискателей, камеры и глушилки. А крыши и туалеты во многих школах страны как текли, так и текут.
Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ) организован в 1988 году Постановлением Правительства СССР на базе Физико-математической школы при НГУ, созданной по инициативе академика М.А. Лаврентьева в 1963 году. В СУНЦ НГУ осуществляется углубленное специализированное обучение по математике, физике, химии, биологии, информатике и экономике. В нем обучаются 500 одаренных учащихся из всех регионов Сибири и Дальнего Востока. Цель обучения – довузовская подготовка будущих студентов ведущих университетов России, выявление и подготовка талантливой молодежи во всех регионах страны за Уралом и во всех слоях общества. За 45 лет существования Физматшколы – СУНЦ НГУ ее закончили более 12000 учеников, среди которых каждый четвертый является кандидатом наук, более пятисот докторов наук, 7 членов-корреспондентов Российской Академии Наук, академик Российской Академии Образования и 2 академика Российской Академии Наук. Среди выпускников успешные бизнесмены и политики, руководители крупных производств и компаний.
На протяжении 45 лет в СУНЦ НГУ разрабатываются и оперативно внедряются подходы к достижению целей и решению задач при помощи системы инновационного профильного обучения в области физики, математики, биологии и химии, системы специальных курсов и семинаров (ежегодно более 60), творческих конкурсов и олимпиад (ежегодно 4 тура олимпиад). Ежегодно проводится летняя физико-математическая и химико-биологическая школа продолжительностью 21 день для учеников старших классов, количество которых составляет 600-700 человек (в 2008 году состоялась 47-ая летняя школа, число участников - 675 школьников). В дни зимних каникул проводятся семинары и курсы повышения квалификации для учителей Новосибирской области и других регионов Сибири и Дальнего Востока (число участников более 150 человек). В апреле ежегодно проводится Международная студенческая научная конференция (школьная секция), в которой участвуют более 200 учеников Новосибирской области и других регионов Сибири и Дальнего Востока, по итогам работы издаются тезисы научных докладов, работает жюри из известных ученых СО РАН, профессоров и преподавателей Новосибирского государственного университета. Всесибирская олимпиада, проводимая СУНЦ НГУ совместно с Олимпиадным комитетом Сибирского Отделения Российской академии наук является одной из старейших всероссийских олимпиад (проводится с 1962 года). Последнее время СУНЦ НГУ проводит ежегодные всероссийские конференции, посвященные методическим основам обучения одаренных детей и талантливой молодежи (число участников более 80 из более чем 30 регионов РФ).
Учебный процесс в СУНЦ НГУ построен с максимально возможным приближением к вузовской системе обучения и предполагает систему лекционных курсов и практических занятий по этим курсам, систему специальных курсов и спецсеминаров, широкое использование подготовки учащимися рефератов по изучаемым темам, глубокую подготовку по информатике и работу на персональных компьютерах.
Одна из центральных задач СУНЦ НГУ – развитие творческих способностей учащихся. Эта задача решается главным образом через систему спецкурсов и спецсеминаров, специальных занятий по решению нестандартных задач математики, физики, химии, биологии, информатике, экономике. Самостоятельная работа школьников организуется в рамках свободного времени в общежитиях, в лабораториях, компьютерных классах, в клубах и творческих кружках, работающих в СУНЦ НГУ. Школьники могут посещать спецкурсы и спецсеминары, проводящиеся на факультетах НГУ и в институтах СО РАН. Ребята, проявляющие интерес к технике занимаются в Клубе юных техников Академгородка.
СУНЦ НГУ на протяжении многих лет является признанным научно-методическим центром всероссийского значения, опыт которого в сфере специализированного образования и компьютеризации образования широко используется в общеобразовательных учебных учреждениях регионов Сибири и Дальнего Востока, а также в гимназиях и лицеях городов европейской части России. В СУНЦ НГУ ведутся научные и методические исследования в области специализированного образования по дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов. За серию трехуровневых учебников по математике в 2001 году коллектив авторов – сотрудников СУНЦ НГУ получил премию Президента Российской Федерации. Всего издано более 100 многоуровневых учебников и учебно-методических пособий для школьников и учителей. Развиты дистанционные системы профильного обучения с использованием новых информационных технологий и сети "Интернет".
Разработан и ведется учебный процесс для одаренных школьников в области физики, математики, химии и биологии, который основан на оригинальных авторских курсах известных ученых и педагогов. Учебные планы утверждены Ученым Советом СУНЦ НГУ, в состав которого также входят руководители СО РАН и НГУ. Кадровый состав профессорско-преподавательского СУНЦ НГУ включает 23 профессора, 21 доктора наук, 81 кандидат наук, 72 доцента.
В 2008 году СУНЦ НГУ стал победителем конкурса "Создание в вузах Новосибирской области центров развития творческих способностей студентов и обучающейся молодежи" № 05 – 2008, проводимого Департаментом науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области. На базе СУНЦ НГУ был создан Центр по развитию творческих способностей студентов и обучающейся молодежи по физико-математическому и химико-биологическому направлениям.
Деятельность Центра направлена на достижение следующих целей:
- Создание оптимальной социокультурной воспитательной среды, удовлетворения многообразных социальных запросов личности, формирования личностных и профессиональных качеств.
- Развитие непрерывной системы подготовки кадров в области физики, математики, биологии, химии, педагогики и других приоритетных направлениях.
- Формирование у школьников креативного мышления и творческой активности, в том числе с использованием методологии теории решения изобретательских задач.
- Развитие и установление творческих связей между студенческими творческими коллективами вузов, профильными классами и структурами дополнительного образования.
- Реализация творческих способностей и поддержка талантливой молодежи, повышение уровня их инновационной компетенции, активизация инновационной деятельности студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых, в проектах, совместных с учащимися.
- Реализация системы отбора, обучения, переподготовки и повышения квалификации молодых специалистов, преподавателей.
- Координация работы творческих студенческих центров вузов и их структурных подразделений.
- Разработка критериев оценки творческих способностей обучающихся.
- Разработка и теоретическое обоснование личностно-деятельностной модели развития творческих способностей у обучающихся.
- Тиражирование опыта эффективного развития творческих способностей для преподавателей, студентов и обучающейся молодежи.
В рамках деятельности Центра планируется:
- Подготовить образовательные программы, развивающие творческие способности. Организовать обучение руководителей и методистов (преподавателей) Центра по подготовленным программам.
- Выполнение творческих проектов (в том числе, дипломных и курсовых проектов (работ), командных или комплексных) с участием учащихся, студентов, аспирантов и молодых ученых разных направлений подготовки, преподавателей (руководителей проектов), сформированных в рамках деятельности Центра по направлениям.
- Разработать критерии оценки творческих способностей обучающихся, на основе экспертных оценок, результатов учащихся СУНЦ НГУ и других образовательных площадок Центра в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях.
- Систематизировать информацию о педагогических технологиях, авторских программах по развитию творческих способностей обучающихся, довести ее до сотрудников и преподавателей Центра на семинарах.
- Создать варианты личностно-деятельностных моделей развития творческих способностей у обучающихся. Организовать мониторинг динамики развития творческих способностей учащихся СУНЦ НГУ и других образовательных площадок Центра, к которым применялись разработанные методики. Исследовать результаты мониторинга.
- Разработать методические рекомендации для преподавателей, учащихся и студентов по эффективному развитию творческих способностей. Подготовить к печати сборник соответствующих методических рекомендаций, подготовка электронного варианта.
- Разработать и издать учебно-методический комплекс для Центра (учебное пособие, сборник задач, сборник тестовых заданий, методические указания для преподавателей, раздаточный материал). Учебно-методический комплекс предусматривает возможность его использования и при дистанционной форме обучения.