13.01.2009
Мотивация во время кризиса
В ходе последнего кандидатского исследования, проведенного в октябре-ноябре международным кадровым агентством Kelly Services, было установлено — во время кризиса важность мотивации персонала выросла в два раза.
Что может сделать для Вас кадровое агентство в условиях кризиса? Такой вопрос, в несколько иной формулировке Kelly Services задает своим клиентам на ежегодной основе. В структуре ответов всегда есть ожидаемые вещи, которых не так много, однако сейчас, впервые, появился новый фактор — целых 6% клиентов дали понять, что им важна правильная мотивация подбираемого персонала, так как в условиях кризиса многие кандидаты готовы принять любое предложение, лишь бы получить работу.
Кризис серьезно отразился на результатах исследования по мотивации кандидатов находящихся в процессе смены и поиска работы: как видно из Рисунка 1, значительную часть в возрастной структуре заняли специалисты, которые только начали свой профессиональный рост — 18–25 лет. В 2007 году, например, количество таких респондентов было ниже на 10%, что напрямую указывает на рост сокращений именно молодых специалистов.
«Почему Вы хотите сменить работу?"
В связи с кризисом, на этом вопросе проявились следующие тенденции: стало меньше тех, кто недоволен своим уровнем дохода; резко вырос показатель „Другое“, в который, в том числе, входят сокращения (6%), а 4% говорили о том, что уволились по причине переезда офиса (что выглядит несколько сомнительно в ноябре, т. к. переезжают в основном летом).
Четко прослеживаются изменения, произошедшие в сознании кандидатов. Резко снизилось недовольство недостаточной оплатой труда и неофициальным трудоустройством.
"Какое предложение со стороны текущего работодателя может удержать Вас в компании?»
Несмотря на то, что в условиях кризиса человека вроде бы не нужно удерживать в компании, интересно увидеть, какие из возможных мотиваторов среагировали на этом вопросе: людей меньше стало интересовать продвижение по службе, а вот роль размера заработной платы заметно возросла.
Фактически, наблюдается следующая ситуация — сотрудники хотели бы повышения заработной платы, но, исходя из предыдущих данных, не хотят рисковать своим рабочим местом
«Когда Вы раздумываете над предложением о работе, какие факторы оказываются наиболее мотивирующими?"
Исследование доказало, что людям по-прежнему важно содержание работы: новый опыт, возможность решать сложные и интересные задачи, карьерный рост. Однако деньги все еще являются наиболее мотивирующим фактором для специалиста, хотя, по сравнению, с 2006 годом их значение заметно снизилось. Практически на уровень 2006 года вернулась значимость репутации компании, т. е. доверие к работодателю.
„Что Вас больше всего может демотивировать в работе?"
Напряжение, сложившееся в обществе, в результате ожидания очередного дефолта, усилило значимость всех демотивирующих факторов в разы. Сейчас, как никогда, важно быть терпимыми и сохранить свою команду, так как любое действие имеет намного большее значение и вес — то, как поведет себя работодатель в сложное время в отношении своего ключевого актива, заложит либо успех, любо проблемы в будущем. "На какой процент необходимо повысить зарплату, чтобы удержать Вас в компании?"
Этот вопрос в условиях кризиса кажется не актуальным, тем не менее, он дает интересную картину: если раньше работника все больше мотивировало предложение увеличения вознаграждения на 30–40% и 100%, то сейчас респонденты снизили свои ожидания, особенно в разрезе прибавки на 10–20% и 20–30%.
"Сейчас самое время для всех компаний тщательно проверить эффективность и целесообразность тех позиций, которые можно было себе позволить в хорошие времена“, — советует Наталья Долженкова, коммерческий директор Kelly Services. — "Однако важно помнить, что это не последний кризис и что человеческий ресурс это в первую очередь люди, а уже потом ресурсы, поэтому и относиться к ним нужно в соответствии с законодательством и по-человечески, хотя бы предоставив свободу выбора — сокращение рабочего графика, административный отпуск и т. д.»
В исследовании по мотивации были собраны сведения, представляющие точку зрения около 3500 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Перми, Красноярска, Самары и Ростова-на-Дону.
Эти данные являются результатом ежегодного развернутого опроса, проводимого в России службой анкетирования Kelly Services начиная с 2004 года.
Kelly Services — www.kellyservices.ru