28.06.2011
Идти на день открытых дверей не обязательно, но желательно: нужно это в первую очередь самому абитуриенту. В идеале хорошо бы "отметиться" на данном собрании несколько раз: в 10 классе - с чисто ознакомительной целью, осенью выпускного учебного года – чтобы окончательно определиться с факультетом, специальностью, специализацией и формой обучения, и весной – чтобы выяснить условия поступления.
Кто рано встает...
День открытых дверей – мероприятие достаточно долгое: начинается оно, как правило, в 10 утра и продолжается пять-шесть часов. Учитывая, что впереди практически весь день, может возникнуть искушение прийти позже – дескать, времени много, все успеется. На самом деле, на дне открытых дверей стоит появиться за полчаса до начала официальной части, чтобы осмотреться, ознакомиться с повесткой дня, изучить рекламные буклеты и методические брошюры (чаще всего их продают в фойе). Кстати, литература для абитуриентов обычно уже содержит FAQ – ответы на самые распространенные вопросы.
Регламент.
Дни открытых дверей строятся по одной схеме: общий сбор – вводная часть (например, вначале демонстрируется небольшой видеоролик) – слово ректора, директора – выступление еще двух-трёх человек из администрации – консультации в аудиториях на факультетах. После официальной части абитуриенты, и их родители получают возможность задать все интересующие вопросы. Как показывает практика, гости предпочитают присылать в президиум записки из зала: многие стесняются обращаться к лично. Самые популярные вопросы можно условно разделить на две группы: общего характера (возможные формы обучения, военная кафедра, порядок проведения вступительных экзаменов и т. п.) и конкретные, то есть касающиеся определённой специальности, специализации и т. д. Последние лучше задавать не на общем собрании, а непосредственно на факультете – в этом случае вы получите более исчерпывающий ответ.
Обращение.
Обращение к абитуриентам – ключевой момент дня открытых дверей. По тому, каким образом построена речь, можно многое сказать об учебном заведении. В идеале этот монолог должен быть максимально конкретным: гости хотят услышать рассказ о специфике данного учебного заведения, а не о системе образования в целом. Цель обращения – объяснить абитуриентам, чем учебное заведение отличается от десятков ему подобных, чем особенно ценно образование, полученное здесь, какие перспективы ждут выпускников. Если речь состоит из бесконечных дифирамбов в адрес alma mater и – хуже того – отрицательных высказываний о коллегах из "конкурирующих организаций", впору задуматься, так ли уж все хорошо в "датском королевстве".
Двенадцать важных вопросов
Обращение закончилось, и настало время задавать вопросы. В идеале список интересующих вас моментов лучше составить дома, иначе многое можно забыть или упустить. Итак, что необходимо уточнить на дне открытых дверей?
1. Статус: обычно абитуриенты осведомлены заранее, куда они собираются поступать. Тем не менее, если учебное заведение не входит в "первую десятку", если информации о нем не слишком много, лучше этот пункт лишний раз уточнить.
Обязательно узнайте, есть ли лицензия и свидетельство о государственной аккредитации. Эти документы – основополагающие: первый гарантирует право на организацию обучения как такового, второй – право выдавать дипломы государственного образца. И лицензия, и аккредитация "обновляются" каждые пять лет. Кстати, наличие свидетельства об аккредитации нужно уточнить– особенно это касается новых, недавно открывшихся специальностей (чтобы быть аккредитованной, специальность должна существовать как минимум пять лет).
Очень важно, есть ли у учебного заведения собственное здание. Если его нет, нужно выяснить, на какой срок заключены договоры аренды. Отсутствие собственного помещения определить несложно: обычно такие учебные заведения снимают несколько небольших площадей (зачастую в разных концах города), а для проведения дня открытых дверей арендуют здание концертного зала или кинотеатра. Если вы оказались именно в такой обстановке, обязательно уточните, где конкретно будут проходить занятия.
2. Вступительные испытания: порядок проведения экзаменов по выбранной вами специальности, сроки, особенности. Не забудьте узнать, засчитывает ли вуз результаты ЕГЭ, и если засчитывает, то какая система перевода баллов принята в этом институте.
3.Конкурс и проходной балл: как правило, в качестве ориентира приводятся данные прошлого года, но не стоит забывать, что конкурс является довольно неточным "измерительным прибором": многие абитуриенты подают документы сразу в несколько учебных заведений, в этом случае число "мифических" претендентов на одно место может значительно превышать реальные цифры.
4. Льготы: если вы относитесь к той или иной группе льготников, имеет смысл уточнить, каким образом ваше право может реализоваться: какие документы и справки необходимо собрать.
5. Олимпиады: помимо Всероссийской олимпиады школьников многие проводят собственные конкурсы, и их победители могут, по решению администрации, получают определенные преимущества при поступлении.
6. Подготовительные курсы: режим их работы, возможные формы подготовки (очная, заочная, дистанционная и др.). Также стоит поинтересоваться, получают ли абитуриенты, окончившие эти курсы, какие-то привилегии при поступлении.
7. Военная кафедра: стоит отметить, что вопрос о возможности получить отсрочку от армии обычно задавать не забывают, а порой он звучит на дне открытых дверей несколько раз.
8. Общежитие: свободные места, условия заселения (платно/бесплатно, сразу или спустя какое-то время с момента зачисления).
9. Преподавательский состав: соотношение количества собственных и внештатных педагогов, число преподавателей с учеными степенями.
10. Материально-техническая база: оснащение компьютерами, наличие библиотек (в том числе и электронных), спортивных площадок, баз отдыха и т. п.
11. Особенности платного обучения: этот вопрос актуален, в которых есть платные отделения. Нужно выяснить ряд деталей: сколько придётся платить в год, есть ли возможность получить кредит на образование, планируется ли увеличение стоимости обучения в течение последующих лет обучения. Если вы собираетесь учиться за деньги, можно попросить для ознакомления образец договора.
12. Практика: возможность стажировок, контакты с потенциальными работодателями, перспективы дальнейшего трудоустройства.
Фигура умолчания.
По тому, как администрация и другие участники дня открытых дверей отвечают на вопросы аудитории, можно составить мнение не только об их ораторских способностях, но и о "прозрачности" и открытости учебного заведения в целом. На самом деле на презентации не место "туману" и флеру таинственности – каждый вопрос должен находить конкретный, исчерпывающий ответ. Все аспекты, связанные с учебой (начиная от соотношения платных и бюджетных мест на той или иной специальности и заканчивая временем действия лицензий и договоров аренды) не могут быть предметом коммерческой тайны.
Смотрите также:
Самые востребованные профессии в России на 2011 год