18.04.2011
Болонский процесс в странах ЕС, призванный улучшить функционирование международной образовательной системы, берёт свое начало с середины 1970-х, но официально был учрежден только 19 июня 1999 года при участии 29 европейских стран. В сентябре 2003 года к нему присоединилась и Россия, обязазавшись к 2010 году воплотить в жизнь основные принципы декларации: ввести двухуровневую систему обучения, расширить мобильность (межвузовское сотрудничество и обмен студентами), начать более тщательно контролировать качество образования, наладить кредитно-образовательную систему и решить вопрос с трудоустройством выпускников.
Зачем нам бакалавриат?
К нововведению российская общественность отнеслась неоднозначно. Многие абитуриенты и их родители смутно представляют себе, что такое Болонский процесс, или не знают о нём ровным счётом ничего. Именно поэтому перспектива Министерства образования настроиться на европейскую волну приводит в смятение и вызывает недоверие: чем же вдруг не угодил или почему изжил себя специалитет, взрастивший лучшие умы советского прошлого?
Многие ректоры, эксперты и преподаватели считают, что качество образования, которое студенты получают по программам баклавриата, значительно ниже, чем образование специалиста. Основывают они своё утверждение прежде всего на том, что бакалавр учится 4 года, а специалист — 5-6 лет. Приведёт ли отмена специалитета к снижению качества образования, невозможно сказать наперёд. Для того чтобы сравнить уровень специалистов и бакалавров, нужно выпустить достаточное количество последних. Но этого пока не произошло. Несмотря на ясно выраженную позицию Минобразования относительно перехода на двухуровневую систему, вузы продолжают набирать и обучать студентов по программам специалитета. Однако стоит заметить, что последнюю аккредитацию вузовские программы обучения специалистов получили в 2010 году, а это значит, что уже в 2015 принимать и обучать по программам специалитета они не смогут. Или смогут, но программы не получат госаккредитации.
Кроме того, часть основ и принципов, характерных для традиционного российского среднего и высшего образования, противоречат условиям Болонского процесса. К примеру, у российских выпускников-бакалавров могут возникнуть проблемы с трудоустройством, потому как работодатели берут их неохотно, рассматривая бакалавров как «недоспециалистов». А получение степени магистра (2 года после бакалавриата) в перспективе может стать платным. И тогда нарушится уже наша российская конституция, гарантирующая право на получение в конкурсном порядке бесплатного высшего образования*.
Но, невзирая на недостаток информации, опасения и видимые противоречия, Министерство образования продолжает осуществлять намеченные реформы.
Возможности и преимущества бакалавриата.
Во-первых, бакалавриат, несмотря на все воззрения и доводы скептиков, является высшим образованием. Сокращение срока обучения ещё не повод отвергать принадлежность бакалавриата к системе высшего образования. Теряя в годах, бакалавры приобретают больше самостоятельности: вместо углублённого прохождения всех предметов (нужных и не очень), в образовательной программе у будущих бакалавров, в отличие от специалистов, существуют дисциплины по выбору — т.е. студент самостоятельно решает, что ему нужно учить, а что нет. В течение первых двух лет обучение ведётся по широкому профилю — студенты осваивают и сдают общие дисциплины, а на третьем курсе будущим бакалаврам необходимо определиться с конкретным направлением профессиональной деятельности.
Во-вторых, имея диплом бакалавра, выпускник может без особых проблем устроиться на работу за рубежом — например, в Западной Европе отсутствует понятие специалитета, и российские дипломы часто вызывают у иностранных работодателей недоумение. В будущем полученный в России диплом бакалавра будет приравнен к дипломам французских или, скажем, немецких выпускников. Кроме того, в некоторых вузах существует возможность получить два диплома сразу, за единовременный срок обучения. Так, к примеру, в Институте бизнеса и делового администрирования существует специальная программа, благодаря которой выпускники получают и российское, и зарубежное свидетельство об окончании вуза. В рамках этой программы два года студенты будут обучаться за рубежом, а другие два — в России.
В-третьих, бакалавры могут продолжить учёбу и пойти на два года в магистратуру, чтобы получить высшую академическую степень или сразу начать заниматься научной деятельностью (степень бакалавра является начальной академической).
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко утверждает, что введение двухуровневой системы высшего образования является вынужденной мерой, исправляющей весомые погрешности советской системы, и не в коем случае не превратится в точное и безоговорочное следование Болонской системе. Также реформа никак не повлияет на бюджетную политику вузов – магистратура не станет полностью платной. Кроме того, отмена специалитета позволит сделать образовательный процесс более эффективным, что повысит профессионализм выпускников вузов и даст им много новых возможностей.
www.obrazovanie-ufa.ru
Смотрите также:
Самые востребованные профессии в России на 2011 год