20.12.2010
Шпаргалки со временем все больше совершенствуются, превращаясь в некий вид студенческого искусства.
Шпаргалки появились примерно тогда же, когда появились школы и университеты.
Так, например, в Пекине в музее при храме Конфуция и императорском колледже демонстрируют шпаргалку, сделанную еще в XIV веке.
А в октябре 2007 года в музее Нюрнбергского университета открылась целая выставка "шпор". Немецкий учитель Гюнтер Хессенауэр в течение 40 лет не только преподавал математику в университете, но и между делом собирал шедевры студенческой изобретательности (проверял пеналы перед экзаменом, не гнушался заглядывать в мусорные корзины после экзамена и т.д.). В результате была собрана поистине бесценная коллекция. Самым уникальным экспонатом профессор Хессенауэр считает шпаргалку с десятью заповедями, нацарапанными остро заточенным карандашом на клочке бумаги площадью 2 квадратных сантиметра. Поистине ювелирная работа!
Последнюю тенденцию в моде на "шпоры", по словам коллекционера, ввёл один из его учеников. Он взял бутылку лимонада и на этикетку вместо данных о составе продукта наклеил отсканированные даты из истории США.
Пользоваться или нет шпаргалками - каждый решает сам. Для тех же, кто пользуется ими, основные правила:
Правило 1. Шпаргалку писать нужно.
Как это не банально звучит, но лучше написать шпаргалку, чем нет. Во-первых, в процессе написания шпаргалки вы сможете запомнить часть материала, по крайней мере, вы будете лучше в нём ориентироваться. Во-вторых, зная, что в кармане у вас находится шпаргалка, вы будете чувствовать себя намного спокойней, чем без неё, что является хорошим психологическим фактором при сдаче экзамена. В-третьих, к зрительной памяти, если вы читаете текст, или слуховой, если слушаете, в этом случае добавляется тактильная память (память рук), которая зачастую оказывается более эффективной.
Правило 2. Пишите шпаргалки только сами.
Только при самостоятельном написании шпаргалок действует все сказанное в Правиле 1.
Правило 3. Пишите только самое главное.
Записывайте в шпаргалку только то, что действительно неизвестно, не знакомо или представляет сложность для запоминания. Весь предмет запихнуть в компактную шпаргалку очень проблематично, да и незачем это. Зная отдельные тезисы, можно всегда достроить свою мысль до развернутого ответа. Особое внимание уделяйте записи формул, дат, цитат, цифровых данных и т.д.
Правило 4. Пишите разборчиво, структурировано.
Это поможет вам легче ориентироваться в шпаргалке и избежать длительного ее чтения. В случае если слова написаны неразборчиво, а структура не поддается пониманию, то воспользоваться шпаргалкой станет очень проблематично. Сюда же относится такое правило, как понятное сокращение слов: используйте только те сокращения, которые вы сможете разобрать.
Правило 5. Разграничивайте текст ответов.
Пишите каждый вопрос или тему отдельно от других. Это поможет легче ориентироваться в ответах, избавит от необходимости длительного поиска ответа на поставленный вопрос.
Это то, что касается правил написания шпаргалок.
Теперь несколько советов о том, как непосредственно пользоваться шпаргалками:
Правило 1. Собираясь на экзамен, оставьте шпаргалки дома.
Этим все сказано, комментарии излишни.
Правило 2. Имейте, но не пользуйтесь.
Если вам для психологической уверенности необходимо иметь шпаргалку с собой, если вы просто уверенней чувствуете себя, когда знаете, что в кризисной ситуации сможете заглянуть за пазуху или под парту и увидеть подсказку, можете взять шпаргалки с собой, но на экзамене ими не пользоваться.
Правило 3. Доставайте шпаргалку только тогда, когда вы действительно не знаете ответа на вопрос.
Запомните, что шпаргалка - это большой риск и в случае обнаружения вы сможете быть удалены с экзамена или получить "пару". Лучше уж ответить своими словами то, что знаете, а не лезть понапрасну в шпаргалку. Если все-таки вы чувствуете, что по этому вопросу вы абсолютный "ноль", то только тогда доставайте свое "секретное оружие".
Правило 4. Пользуйтесь такими шпаргалками и методами их сокрытия, которые малоизвестны.
Запомните, преподаватели тоже были учениками и не хуже вас знают основные места сокрытия шпаргалок и предметов, на которых они написаны. Поэтому будьте оригинальны, придумайте то, что до вас никто не придумывал - этим вы обеспечите половину успеха. Давать конкретные советы здесь бесполезно, поскольку они тогда уже не будет оригинальными и малоизвестными. Включите воображение и смекалку.
"Хорошо сделанная шпаргалка с педагогической точки зрения бесценна", говорил один из преподавателей журфака МГУ С. Гуревич. За грамотно оформленную и подробную "шпору" он и вовсе мог поставить "пять" на экзамене. Ведь чтобы сделать выжимку из материала, затрачивается столько усилий, что человек волей-неволей проникается содержанием.
Правило 5. Если вы все-таки явно попались за списыванием, то не стоит отпираться.
Имейте смелость сознаться. Объясните, что на шпаргалке записан план ответа (вы помните, что не надо было писать все подряд), что всё запомнить невозможно. Есть вероятность, что преподаватель поймёт и даст возможность продолжить вам ваш ответ, ограничившись изъятием вашего "плана ответа". Есть многие преподаватели, которые не против шпаргалок, написанных грамотно и содержащих план ответа на вопрос. И не слушайте советов, вроде того, что "выхватите шпаргалку и съешьте её, затем сядьте и с идиотской улыбкой продолжайте писать свой ответ, зная, что преподаватель все равно ничего не докажет". Хоть это и шутка, но многие поступают подобным образом: прячут шпаргалки, начинают отпираться, что это не их. Таким образом, вы со стопроцентной уверенностью настроите учителя против себя: он ведь не хочет показаться дураком, которого может обхитрить какой-то там ученик.
Правило последнее.
Чтобы получить высокую оценку за экзамен, а также самое главное - знания, перечисленных выше правил будет явно недостаточно. Только в ситуации, когда шпаргалка является лишь альтернативным, вспомогательным средством ответа, а основным - ваши знания, усвоенный теоретический и практический материал, вы сможете добиться высоких и главное, соответствующих вашим знаниям в конкретном предмете, оценок.
А как у них? Шпаргалки за рубежом.
Зарубежные студенты не отстают от российских. В Польше считается, что плюшевый мишка или собачка гарантирует успешную сдачу экзаменов. Но в одной из таких игрушек нашли радиоустройство, по которому друг в лучших традициях советского кино про Шурика передавал сдающему текст сочинения. Теперь польским студентам можно иметь при себе только ручку и бумагу - никаких мишек. В Германии некий студент нацарапал формулы на плитке шоколада. Вариант неплохой, но ведь шоколадку можно и съесть ненароком. В США один студент взял светло-розовые листы бумаги и с помощью компьютера напечатал на них ответы светло-серым шрифтом, который был виден на свету только под определенным углом.
За любителями использовать в качестве суфлера смс-ки и телефонные звонки сегодня пристально следят уже во всех университетах мира. Руководство вузов устанавливает в аудиториях современную технику либо глушащую связь в помещении в радиусе 80 метров, либо засекающую работающие сотовые телефоны.
А в США со списыванием борются проще - студент, "сдавший" списавшего соседа по парте, щедро вознаграждается дополнительным баллом.