10.07.2009
Как разделить студентов на будущих исполнителей и исследователей, не обидев при этом никого
Если присмотреться к образовательной политике последних месяцев, то возникает ощущение, что в деле выделения приоритетов в высшем образовании мы копируем опыт США и Германии.
Например, идея исследовательских вузов, с которой мы живем в последнее время, развилась в США лет 140 тому назад. (НИИ советского периода – не в счет, это несколько иное образование). Сегодня research universities в США примерно 125 штук, причем как государственных, так и негосударственных. Определяют такие университеты три главных критерия. Первый критерий – наличие аспирантских программ – post-graduate department programme. Второй – наличие нескольких программ аспирантуры (в их понимании – докторантуры, потому что из нее выходят с титулом Philosophy doctor of каких-то наук: физики, химии, медицины и т.д.). Третий критерий очень серьезный – объем выполняемых научных исследований, выраженный в денежном эквиваленте. Зачастую это очень крупные цифры, выходящие за пределы миллиарда долларов в самых ведущих университетах. Исследовательские вузы США придерживаются традиционной Гумбольдтской университетской схемы, согласно которой университеты являются местом, где исследуют. И уже потом – местом, где обучают тому, что исследовали.
На родине гумбольдтской системы тоже пытаются восстановить былое величие науки, но главное место традиционно отводится инженерному образованию. Это сегодня фактически конек образования Германии, его визитная карточка. И тут мы тоже стараемся кое-что для себя почерпнуть. По мере возможности, разумеется. Все же пока еще очень много отличий. Отношение к техническому образованию в Германии не такое, как в России к техникуму или техническому бакалавриату. Профессионал в тамошнем обществе - уважаемый человек. И в финансовом плане – вполне обеспеченный. У нас без высшего образования никуда... Конечно, человек, окончивший магистратуру или аспирантуру в Германии, быстрее сделает карьерные шаги. Но отношение в немецком обществе к архитектору гаражей (окончившему высшую техническую школу) нисколько не хуже, чем к архитектору небоскребов (окончившему университет).
В технической школе мало часов отводится науке. Исследовательская работа, правда, может быть заказана предприятием, но основной вид деятельности технической школы – передача технологий, профессиональных знаний.
Все профессора германских вузов делятся на три категории. Только профессор высшей, третьей категории может требовать себе ассистентов и прочие материальные и финансовые привилегии. В классических университетах работают профессора всех трех категорий, в технической школе, как правило, первой и второй. (Ну и где же здесь пресловутое равенство в престиже – заметите вы…) Есть. Оказывается, у профессоров технической школы тоже есть свои преимущества. Они могут участвовать в проектах и открывать при этом свои собственные фирмы и предприятия. Кстати, преподаватели и представители фирм могут приносить на занятия со студентами свою аппаратуру, чтобы ознакомить с ней студентов. Это им выгодно (они учат студентов для своего производства) и выгодно высшей школе.
Далее любопытны сам подбор преподавателей и взаимодействие с работодателями. Как рассказала «НГ» ректор Берлинской технической высшей школы Гудрун Герлитц, работодатели оказывают влияние на учебный процесс. Они вносят свои изменения в программы. Участвуют в разработке учебных программ. Фирма контролирует прохождение учебного процесса, но… «Это не означает того, что мы являемся марионетками производства и фирма приходит со своим списком набора дисциплин, – сказала ректор. – Мы стараемся следить за всеми новинками в сфере производства сами. И сами быстро реагируем на спрос. Наши преподаватели – большие профессионалы. Они обязаны отработать до работы у нас на производстве. У нас около 650 приходящих педагогов. Некоторые из них читают не более одной-двух лекций, но эти лекции важны для учебного процесса». Аспирантуры в технической школе нет, потому что цель технической высшей школы иная, нежели в классическом университете – связь с производством, с жизнью и бытом».
Есть еще один любопытный момент: студентам категорически запрещено работать во время учебы (как быть с тем, что почти 65% студентов в РФ на последних курсах уже работают?). Платы за обучение в Германии как таковой нет, есть социальный взнос в 250 евро. Эти деньги идут на канцелярские принадлежности и другое, что потребуется студенту во время учебы.
По утверждению ректора Герлитц, несмотря на разразившийся кризис, Германии не хватает 40 тыс. инженеров. В будущем кризис может некоторым образом сказаться и на зарплате инженера. Например, потолок зарплаты будет теперь доходить до 80 тыс. евро в год (до кризиса это было 150 тыс.). «Но есть при этом еще одна особенность, – сказала нам ректор берлинского вуза. – Специалисту с техническим образованием легче найти работу с меньшей зарплатой, чем выпускнику университета. Тут вмешивается неким образом психологический фактор». Полезный вывод для нас...
Наталья Савицкая
Источник: Независимая Газета