15.01.2009
Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес Путеводитель»
Аскаров Е.С. доцент КазНТУ им. К . Сатпаева
Перспективы развития перерабатывающих наукоемких отраслей казахстанской экономики во многом зависят от квалификации инженерных кадров, которые будут здесь задействованы. Эти кадры готовятся в технических ВУЗах РК. Правительство уделяет большое внимание повышению качества и количества этих специалистов, значительно увеличены ассигнование на развитие технических ВУЗов, количество грантов и т.п.
В первые десять лет независимости, в период экономической нестабильности технические ВУЗы находились не в лучшем положении, последствия этого ощущаются до сих пор. Имеется ряд проблем, влияющих на работу ВУЗа, рассмотрим их. Как известно качество процесса зависит от 6 компонентов: среда, оборудование, сырье , технологии, управление, люди.
1. Среда – сюда входит инфраструктура ВУЗов, это учебные корпуса, помещения лабораторий, общежития, столовые, инженерные коммуникации и т.п. Все это за последние 15 лет сильно износилось, требует ремонта и замены. В настоящее время на эти цели выделены огромные финансовые средства, в ближайшие 2-3 года проблема в своей основе будет снята, за исключением обеспеченности общежитиями. В этом направлении пока работа ведется слабо, общежитий катастрофически не хватает.
2. Оборудование – учебное оборудование, оргтехника также в ближайшее время будут значительно обновлены, их количество будет значительно увеличено. По информационному оборудованию – компьютеры, принтеры, сканеры и т.д. уже сейчас положение очень хорошее, оснащение самое современное и в надлежащем количестве. Пока беспокойство вызывает оснащение производственным оборудованием – металлорежущими станками, подъемным оборудованием, нефтяным оборудованием и т.д. Но данная проблема при наличие финансов будет решена в самое ближайшее время.
3. Сырье – относительно ВУЗов в этом качестве выступают абитуриенты. Качество абитуриентов в последнее время, особенно 3-4 года значительно улучшилось.
4. Технология – методика обучения , внедряется кредитная система обучения, эта система передовая, современная, с большим будущим.
5. Управление – внедряются современные методы управления, основанные на системе менеджмента качества организации, основанной на требованиях международных стандартов ИСО 9000.
6. Люди – кадры ВУЗа, преподаватели, учебные мастера и лаборанты. За последние 15 лет в кадровом составе технических ВУЗов произошли некоторые негативные изменения, значительно влияющие на качество выпускников.
Обычная практика пополнения состава преподавателей была естественная замена старых преподавателей на выпускников, имеющих лучшие показатели по учебе. Кадровый состав преподавателей по возрасту был однородный по возрасту. Имелись пожилые преподаватели, имеющие огромный опыт и знания, но предпенсионного возраста, имелись преподаватели среднего возраста, опытные и грамотные, ведущие активную научную и методическиую работу, именно этот состав преподавателей определяет качество обучения студентов, имея достаточно большие знания и опыт, они достаточно легко адаптируются к изменяющимся условиям, у них есть желание и силы это делать. Всегда имелись молодые преподаватели, только начинающие свою педагогическую работу, они не имеют опыта, их запас знаний не достаточно высок, но они молоды и хотят работать и чего то достигать. Все эти три слоя преподавателей в совокупности давали необходимый объем знаний студентам, гармонично дополняя друг друга.
В 90-е годы технические ВУЗы оказались в кризисе, их выпускники оказались не востребованы, особенно по профилю машиностроения, приборостроению, частично металлургии, горного дела и т.д. Преподаватели среднего и молодого состава стали увольняться, выпускники не хотели оставаться работать в ВУЗе. В это время в кадровом составе ВУЗов образовалась брешь. Но эта нехватка специалистов особенно не ощущалась, так как значительно уменьшилось количество поступающих в технические ВУЗы. С начала 2000 года начался подъем количества желающих учиться на технических специальностях. Остро стала проблема дефицита преподавателей. Кафедры были вынуждены переводить в преподаватели мастеров и лаборантов, получивших высшее образование, часто по заочной форме обучения. Также в это время на преподавательские должности было взято много женщин, так как мужчин не устраивала невысокая заработная плата преподавателя. В итоге можно отметить, что на многих кафедрах женщины – преподаватели составляют более половины состава, также стало достаточно много преподавателей получивших образование по заочной форме обучения, причем в середине 90-х годов, когда обучение не отличалось высоким качеством, особенно на заочном отделении.
Все эти факторы создали ряд проблем:
1. Преподаватели, имеющие образование по заочной форме обучения и никогда не работавшие по специальности, слабо знают свой предмет.
2. Молодые преподаватели, обучавшиеся в 90-е годы не проходили нормальных производственных практик, следовательно знают свой предмет чисто теоретически. У них нет никого производственного опыта. То о чем они рассказывают на занятиях, они знают чисто теоретически, никогда реально этого процесса не видели.
3. Женщины – преподаватели обычно очень аккуратные, старательные, добросовестные, но они , в своем большинстве, сами не любят вникать в практические тонкости технического предмета, например, самолично разбираться в конструкции двигателя, отвинчивать гайки, протирать заготовки от масла, спускаться в смотровую яму при ремонтных работах, стоять у токарного станка и т.д.
4. На кафедрах достаточно много пожилых и молодых преподавателей, но довольно мало преподавателей среднего возраста 40-45 лет. Это поколение, окончив ВУЗы в конце 80-х начале 90 –х годов ушли в бизнес и в нем остались. Преподаватели именно этого возраста должны составлять главный костяк учебного заведения.
5. В настоящее время на кафедрах остаются не лучшие выпускники, как было раньше, многие хотят работать в госструктурах либо в бизнесе, также ВУЗы не могут решить жилищную проблему выпускника, который и хотел бы остаться, но ему негде жить.
Проблема кадров порождает вторую значительную проблему – острую нехватку отечественных учебников и пособий по техническим дисциплинам, особенно по новым и нормативным предметам. Молодые кадры в силу своей молодости пока не обладают достаточными знаниями и опытом, чтобы написать грамотный учебник, а старые кадры в силу своего возраста также достаточно плохо решают эту проблему.
Все эти проблемы нельзя решить за короткий срок. Выделение больших финансовых средств на оплату труда преподавателей, повышение престижа профессии результаты даст не сразу, необходимо время. Поэтому именно проблема кадров в ближайшие 5 лет будет в основном определять качество выпускников технических ВУЗов.